Дефициту зарубежных детских товаров – быть?
Пандемия коронавируса больно ударила по индустрии детских товаров – закрытие границ с Китаем с одной стороны, «заморозка» работы фабрик в Польше, Испании и Италии с другой заставили дистрибьюторов терпеть убытки даже до того, как «каникулы» для всей страны были объявлены официально. Как представительства справляются с кризисом и какие меры поддержки хотели бы видеть от государства, выяснил АНО «Экспертно-просветительский центр для будущих и состоявшихся родителей «Выбор Родителей».
Основные страны, из которых дистрибьюторы импортируют детские товары в РФ – это Китай (85% респондентов по результатам опроса АНО «Выбор Родителей»), Италия, Испания, Польша, США, Турция.
В последние годы в связи с падением уровня доходов россиян и с повышением качества и ассортиментного разнообразия детских товаров российского производства доля импортных товаров заметно снизилась. Так, по словам Ивана Никитичева, председателя Ассоциации производителей детских автокресел и колясок «Приоритет» (АПДАК «Приоритет»), по состоянию на начало марта каждое четвертое автокресло, продаваемое в РФ, было произведено на мощностях Рязанского инженерно-производственного кластера Детских и потребительских товаров, а каждое пятое кресло – под собственными марками участников кластера. Похоже, в условиях падения курса рубля и повсеместного закрытия торговых площадей дистрибьюторы зарубежных товаров для детей становятся одним из самых уязвимых сегментов рынка.
Сергей Весёлый, представитель компании Kid Trade, дистрибьютер автокресел Britax Roemer: «Мы прогнозируем незначительный дефицит в мае только по одной товарной категории – это итальянская марка детской мебели Italbaby, поскольку производство закрылось и нет четкого понимания, когда поставки возобновятся. Германия не останавливала своих фабрик вовсе, и поставки автокресел Britax Roemer идут, как обычно, изменения коснулись только модельного ряда – поставщики сократили ассортимент на 20–30%, оставив только самые популярные модели. Цены на основной ассортимент мы повысили еще в середине апреля, но это лишь следствие падения курса рубля – поставщики свои цены сохранили. При этом, на ряд федеральных акций, в том числе, на автокресла, наши цены остались прежними. Сейчас мы активно работаем с нашими поставщиками над предоставлением скидок и готовы анонсировать привлекательные ценовые предложения после выхода страны из режима самоизоляции».
Согласно результатам опроса, 36% дистрибьюторов уже имеют производство на территории Российской Федерации, а остальные 64% не готовы производить в РФ вовсе.
Олег Шабанов, представитель компании Maternea, косметических средств для мам и малышей, рассказывает: «В данный момент поставки нашей косметики из Болгарии идут без перебоев. Мы пережили уже не один кризис, поэтому к возможному дефициту складских остатков мы подготовились заранее. Мы не планируем открывать производство в России, даже если государство субсидирует нас в рамках политики импортозамещения, поскольку наши производственные объемы недостаточно велики для этого. Что касается мер поддержки: я считаю, что поддерживать нужно как раз не дистрибьютеров, а ритейлеров, чтобы они заказывали наш товар. И, в первую очередь, поддержка нужна гражданам, чтобы они товар покупали».
Арсений Денисов, генеральный директор магазина Mamaroo: «Ранее проплаченные поставки продолжают в данный момент приходить из-за рубежа, но дальнейшие поставки уже под вопросом. Складских запасов хватит на 2–3 месяца, но из-за сильного падения спроса мы не уверены, что сможем их реализовать. Сейчас анонсированные меры поддержки конкретно к нам отношения не имеют, мы не относимся к отрасли, пострадавшей от коронавируса. Если отрасль включат в список, то воспользуемся выборочно. Я считаю, что эффективно было бы снизить ставку НДС до 10% минимум на 2 года, снять авансовые ежемесячные платежи по налогу на прибыль. Упростить порядок получения сертификатов и деклараций, сейчас это невероятно дорогая и бюрократически сложная процедура».
Еще в 2018 году дистрибьюторы детских товаров из Италии ощущали на себе последствия падения рождаемости, снижения покупательских возможностей и общее замедление темпов роста экономики в России. Планируют ли итальянские поставщики свое дальнейшее присутствие на российском рынке, или родители будут вынуждены заказывать их товары в зарубежных онлайн-магазинах?
Фаусто Пазини, представитель брендов PICCI, Italtrike, brevi в России: «Сейчас мы ждем отмашки от правительства, чтобы возобновить производство, а пока что стабильно отгружаем те товары, которые есть в наличии. Дефицит товаров из Италии мы не прогнозируем, и в будущем сезоне все будет зависеть от спроса. В течение многих лет Россия была одним из самых интересных рынков для итальянских производителей детских товаров и остается им. Однако в последние годы, вероятно, из-за различий в трате денег и нового образа жизни молодых пар, цена стала одним из основных факторов, влияющих на выбор товаров для детей. Этот аспект жестоко наказал итальянских производителей и уменьшил их долю на рынке, что стало еще более заметным явлением в период сильного демографического спада. С уменьшением объемов и оборота, новые процедуры сертификации, которые вступили в силу в последнее время, очень сложные и дорогие, еще больше усложняют реализацию для итальянских дистрибьюторов. Для нас было бы полезно, чтобы процедуры, связанные с сертификацией и импортом итальянской продукции, стали менее сложными и менее обременительными».
Российское производство на сегодняшний день покрывает практически все категории детских товаров, при этом есть товарные позиции, которые Россия может только импортировать – речь идет о крупногабаритных товарах, автокреслах и колясках.
Татьяна Буцкая, генеральный директор АНО «Экспертно-просветительский центр для будущих и состоявшихся родителей «Выбор Родителей»: «После Великой Отечественной Войны СССР закупал детские коляски в Германии. Стране советов пришлось расплачиваться золотом, чтобы привезти из немецкого городка Цайц коляски для наших малышей. В подмосковной Дубне на базе Дубненского машиностроительного завода в послевоенные годы стали производить детские коляски, взяв за основу те самые импортные коляски из Германии. Пережив все исторические потрясения, производству удалось сохраниться, но количество выпускаемых колясок сегодня очень скромное, хотя их качество по-прежнему высоко. После того, как период самоизоляции завершится, родителям по-прежнему будут нужны коляски, чтобы гулять и автокресла, чтобы путешествовать. Производственных мощностей, которые есть у отечественных предприятий сегодня, недостаточно для того, чтобы удовлетворить спрос, даже в условиях кризиса. Единственное крупное производство автокресел в России находится в Рязанской области – хватит ли у них мощностей, чтобы обеспечить всю страну товаром? Хотя дистрибьюторы детских товаров категории КГТ не прогнозируют серьезного дефицита в ближайшие месяцы, очевидно, что цена на них возрастет и не каждая семья сможет позволить себе импортную коляску или автокресло, как прежде. Кризис – это время, чтобы посмотреть на реальные возможности нашей индустрии детских товаров и приложить усилия для ее развития. Например – вложить ресурсы в расширение дубнинского и рязанского производств. Тогда вся страна будет обеспечена хорошими колясками и автокреслами по разумным ценам».
Анонимный опрос, проведенный АНО «Выбор Родителей» среди участников рынка детских товаров, показал, что 94% респондентов убеждены: государство в условиях экономического кризиса должно поддержать, в первую очередь, своих граждан, потому что именно они обеспечивают спрос и помогают экономике оставаться на плаву. Депутаты Москвы и Санкт-Петербурга попросили правительство назначить прямые денежные выплаты населению: 25 000 рублей на каждого взрослого и 15 000 рублей на ребенка. Такие дотации, например, позволят семьям, которые ожидают пополнения, приобрести все необходимое для первого года жизни ребенка, подготовить школьников к новому учебному году, обеспечить детей верхней одеждой на следующий осенне-зимний сезон.
В условиях экономического кризиса, вызванного последствиями пандемии коронавируса, российским производителям важна не только субсидиарная, но и информационная поддержка. АНО «Экспертно-просветительский центр для будущих и состоявшихся родителей «Выбор Родителей» совместно с Минпромторгом России осуществляет проект по предоставлению информационной поддержки производителям и проведению мероприятий в отрасли посредством создания сервиса отраслевых событий и мероприятий с 2019 года, также АНО является связующим звеном между бизнесом индустрии детских товаров и федеральными и региональными органами власти.
Источник: https://www.mirdetstva-expo.ru