20% АВТОМОБИЛИСТОВ РИСКУЮТ ДЕТЬМИ, ИСПОЛЬЗУЯ АЛЬТЕРНАТИВУ ДЕТСКОМУ КРЕСЛУ
Центр изучения потребительского поведения Роскачества выяснил, как часто российские родители-автомобилисты пользуются детскими креслами и какие автомобильные удерживающие устройства для ребенка считают надежными, а какие – нет. Так, 94% опрошенных используют автокресло при перевозке ребенка всегда. 2% – только для далеких поездок, 4% – не используют их вовсе. Только 16% водителей убеждены, что автокресло – это гарантия безопасности. 82% считают, что оно значительно снижает риски. 2% уверены, что кресло спасает далеко не всегда.
Кроме стандартного детского кресла, существуют бескаркасные кресла, адаптер ремня безопасности «треугольник» (он же ФЭСТ) и другие фиксаторы.
Ранее в ПДД допускалось использование не только детского кресла, но и «иных средств». С 2017 года Правила дорожного движения отредактировали, убрав «иные средства», а это значит, что отныне их использование недопустимо. Несмотря на это, в магазинах и интернете активно продаются подобные устройства, и не все родители понимают, что, используя такие удерживатели, они не только нарушают правила дорожного движения, но и рискуют жизнью и здоровьем своих детей.
Так, опрос ЦИПП Роскачества показал, что 18% НЕ считают, что стяжки, адаптеры, «треугольники» и бескаркасные устройства нужно запретить. А 82% считают, что только каркасное автокресло может обеспечить максимальную безопасность, а все остальные держатели должны быть под запретом.
80% водителей не стали бы использовать адаптер для ремня «треугольник» вместо кресла. 30% не уверены в их безопасности.
20% респондентов считают «треугольники» вполне эффективными.
А между тем использование подобной накладки на ремень безопасности может причинить вред здоровью ребенка. Дело в том, что «треугольники» оттягивают лямку ремня безопасности (к которому они крепятся) вниз. В результате диагональный ремень проходит не по шее, а по плечу. Но при этом нижняя лямка в области пояса тоже подтягивается выше. По идее, в случае резкого торможения или ДТП она должна удерживать пассажира, упираясь в края тазовых костей. Однако эта часть тела у детей развита очень слабо, и поясная лямка просто не может зацепиться за них. В итоге ребенок проскальзывает вперед под ремнем, а ремень, в свою очередь, вонзается в живот. Это может нанести травмы внутренним органам даже в том случае, когда никакой аварии не произошло.
11% думают, что бескаркасные кресла вполне могут обеспечить безопасность, и 2% готовы полностью положиться на надежность такого удерживающего устройства. 59% уверены, что бескаркасные кресла совершенно бесполезны. 27% склоняются к тому, что они скорее небезопасны.
Но, как и с «треугольниками», в случае аварии лямки бескаркасных кресел рвутся, ребенок также проскальзывает под поясной лямкой.
ТАТЬЯНА БУЦКАЯ
ПЕДИАТР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА МАТЕРЕЙ
– При аварии, в силу непрочности (ведь, по сути, это тряпочка с пришитыми лямками), такие кресла просто рвутся. Если ДТП не такое сильное, то кресло может остаться целым, но возникает другая проблема: пострадавшего ребенка из него быстро извлечь практически невозможно. Если на классическом детском кресле мы можем нажать одну кнопку и сразу вынуть ребенка, то на альтернативных устройствах такой кнопки нет.
Кстати, по этой же причине использовать любое из вышеперечисленных устройств в комплекте с автомобильным креслом тоже нельзя.
Подробнее о том, как перевозить ребенка, ЗДЕСЬ.
Несмотря на очевидную опасность для жизни маленького пассажира, такие фиксаторы все еще свободно продаются как в офлайн-, так и в онлайн-магазинах.
– «Иные» удерживающие средства все еще есть в широкой продаже, более того, их ассортимент расширяется – обман усиливается. Если раньше были просто «треугольники», то теперь к ним добавились бескаркасные кресла, – рассказывает Татьяна Буцкая.
Совет матерей регулярно проводит рейды по магазинам, и точки, которые грешат продажей таких удерживающих устройств, вывешивают на «доску позора» на сайте Совета. Кроме этого, есть государственный рычаг: Совет матерей регулярно пишет жалобы в Росстандарт. В настоящий момент процедура снятия с продажи такого товара небыстрая. Росстандарт направляет уведомления продавцу/изготовителю продукции о несоответствии требованиям технических регламентов.Такое требование подлежит рассмотрению в течение 10 дней, и в последующем при наличии оснований разрабатывается и согласовывается отзывная программа, которая может включать и выкуп товара, и замену на аналогичный, отмену сертификатов и т. д., в зависимости от конкретной ситуации. В случае если продавец игнорирует требования Росстандарта, к нему могут быть применены меры административного воздействия по ст. 14.46.2, а также ведомство может запретить выпуск в обращение продукции на территории страны.
– Кстати, наличие сертификата на такие удерживающие устройства в данном случае ни о чем не говорит, – уточняет педиатр.
В ближайшее время Роскачество планирует рейд по торговым точкам с целью мониторинга наличия в продаже этих небезопасных устройств.
Источник: https://rskrf.ru/