Производители Северного Кавказа ждут снятия ограничений в регионе
Северо-Кавказский федеральный округ - один из наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции регионов страны. На сегодняшний день из семи субъектов Северного Кавказа только Чеченская Республика перешла ко второму этапу снятия ограничений, введенных в рамках борьбы с коронавирусом. Деловая активность в регионе всё ещё заморожена, и предприниматели продолжают бороться за выживание.
17 июня в формате видеоконференции состоялось мероприятие по продвижению региональных производителей Северо-Кавказского федерального округа индустрии детских товаров – Круглый стол на тему «Проблемы и возможности». Встреча прошла при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, участии экспертов, производителей и дистрибьюторов индустрии детских товаров Северо-Кавказского Федерального округа.
Организатором мероприятия выступила АНО «Выбор Родителей». Помимо производителей региона в нём приняли участие Елена Шадрина, Координатор проекта Общероссийской общественной организации «Совет Матерей», Насрудин Абубакаров, консультант отдела развития промышленности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики, Дмитрий Макаркин, заместитель министра промышленности Ставропольского края, и Константин Бандорин, директор по стратегическому развитию ОАО «ИНПЦ ТЛП».
Как и многие предприятия лёгкой промышленности в стране, производители Северного Кавказа в разгар пандемии не прекратили свою работу, а переключились на производство средств индивидуальной защиты: масок, противочумных костюмов. Зульмигар Тагибова-Рачинская, учредитель и руководитель ООО «Радуга» «Эмилия Риччи», основатель сообщества «Мой Дагестан», г. Каспийск, рассказала, почему ей пришлось остановить производство: «Многие в нашей Республике переболели COVID-19, поэтому люди вынуждены были не выходить на работу, главная задача стояла – выжить. Из-за того, что закрылись детские сады, я отпустила по домам своих сотрудниц, которым не с кем было оставить детей. В регионе многие компании остановили производство – ко мне, как к общественному деятелю, уже обратились собственники двух ателье с просьбой помочь хоть чем-то, чтобы они не закрылись».
Вынужденная самоизоляция сотрудников стала причиной производственного кризиса даже у тех предприятий, которые были обеспечены заказами. Комментирует Мекка Байкулова, генеральный директор ООО «Марина-Текс», Республика Карачаево-Черкессия: «Сейчас наша республика переживает пик пандемии. В течение трёх месяцев мы находимся на самоизоляции – вскоре нам разрешат работать, но мы попросту не сможем, потому что сотрудники болеют, и мы боимся заразиться и сидим дома. У нас, к счастью, есть заказы на сезон осень-зима, но мы срываем сроки. Наши партнёры – это крупные торговые сети «Дочки-сыночки», «Сима-ленд». Мы успели пошить для них одежду на грядущий холодный сезон, но не знаем, когда сможем открыться вновь, чтобы работать на перспективу».
Есть в СКФО производители, которые работают по государственному контракту. Значит ли это, что кризис и общеотраслевые проблемы обошли такие предприятия стороной? Ислам Шахмуразов, генеральный директор ООО «Нальчик-Сколиолоджик», Кабардино-Балкарская республика, обозначил трудности, с которыми приходится сталкиваться предприятию по производству средств реабилитации детей-инвалидов: «Спасибо Мипромторгу и Минтруду республики – нам разрешили работать во время пандемии, иначе мы бы сорвали сроки. Мы выживаем благодаря государственным заказам, по которым средства поступают регулярно и без задержек. Несмотря на это, мне, как руководителю, приходится уже несколько месяцев отдавать всю свою зарплату для того, чтобы предприятие продолжало работать, чтобы оплачивать счета поставщиков. С гордостью хочу сказать, что мы не сократили ни одного сотрудника, ни на один процент не сократили выплаты. Но госконтракт на производство средств реабилитации инвалидов – это не «лёгкие» деньги, это очень специфическая ниша, и даже на этом продукте в условиях кризиса недобросовестные партнёры в других регионах умудрялись заработать денег, сбив закупочную цену на 50%».
В различных уголках СКФО эпидемиологическая ситуация существенно различается, и под формулировкой «производители детских товаров» подразумеваются сразу несколько товарных категорий. Дмитрий Макаркин, заместитель министра промышленности Ставропольского края, выступил с предложением разделять работу по товарным группам: «Чтобы работа Круглого стола «Проблемы и возможности» была более эффективной, я предлагаю создать рабочие группы по взаимодействию с органами власти, которые курируют то или иное товарное направление на федеральном уровне».
Об актуальных мерах поддержки и экономической ситуации в лёгкой промышленности рассказал Константин Бандорин, директор по стратегическому развитию ОАО «ИНПЦ ТЛП»: «Объём продаж производителей детской одежды в период пандемии остался на уровне 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего пострадали обувные производства – продажи у этих предприятий упали до 15% по отношению к 2019 году. Лёгкая промышленность показала свою жизнеспособность! Во время совещания Президента Российской Федерации, которое состоялось 3 июня и было посвящено вопросам поддержки отрасли, от участников рынка поступило предложение включить лёгкую промышленность в перечень особо пострадавших от пандемии отраслей, но оно не было одобрено. В то же время Владимир Путин предложил следующие меры поддержки: возможность кредитоваться по оборотным средствам, субсидии на покрытие расходов на лизинг для малых и средних предприятий. Они будут отражены в Протоколе, который выйдет со дня на день – предприниматели смогут ознакомиться с ним и понять, что подходит конкретно для них».